О сущностях - осмысление работ Аристотеля для программистов и аналитиков
Нелегкая тема. Перечитаны сотни страниц трудов Аристотеля, прежде всего таких его работ, которые собраны в сборники под названиями "Категории", "Физика", "Метафизика". Ценный вклад дали труды более поздних комментаторов, например, Порфирия, а также попытки других философов пересмотреть категории Аристотеля: Плотин, Кант, Гегель, Пирс, Ленин.
Не претендуя на истину, попробуем извлечь из изученного некий прагматизм / практичность (применимость на практике) для аналитиков, программистов, архитекторов данных. Наибольшее влияние в поиске этого практицизма оказал ЛФТ (Логико-Философский Трактат Витгенштейна). В чем мы будем искать практицизм? То есть для чего нам нужно устойчивое понятие сущности, как мы будем им пользоваться? Сразу укажем, что мы будем оперировать понятиями предмет и сущность. Например, перед нами стадо из 100 предметов - это животные разных видов: лошади (10 штук), коровы (20 штук), быки (2 штуки), зебры (8 штук), волы (10 штук), ослы (25 штук), мулы (25 штук). На каком основании из этого смешанного стада мы выделим 10 животных и назовем их ЛОШАДЬЮ, в чем сущность лошади, что выделяет ее среди других почти таких же животных? И если для лошади, как предмета физического, установка/определение ее сущности может быть более-менее ясным исследованием (в силу того, что лошадь может познаваться нами через органы чувств), то сущность таких предметов, как мысль, требование, предложение, принцип - определить гораздо сложнее, так как познаются они когнитивно, будучи предметами ментальными.
Предметом мы будем называть всё, что угодно из реальности. Иногда вместо слова предмет употребляют слово вещь. И вещь, и предмет - неудачные слова, так как рассматриваться может и явление, например, бег, стрельба, кипение, а также фрагмент программного кода, реализаующий функцию системы или даже что-то ментальное, как например, требование, гипотеза, предположение. У всего перечисленного можно выделить его сущность.
Я избегаю в этой статье использование слова ОБЪЕКТ, чтобы держаться ближе к трудам уважаемых философов. Но если кому интересно поломать голову на эту тему, рекомендую обратиться к ЛФТ Вигтенштейна.
Сущность - то общее, что характерно определенной группе физических, виртуальных или ментальных предметов/явлений, где:
- ментальный предмет - устойчивое выражение мысли на какую-то тему (например, требование, цель или принцип),
- виртульный предмет - программа, модуль, таблица базы данных, функция или процедура,
- явление или устойчивый способ действия - релиз, спринт, функция, процесс или там совершаемая работа,
- социальный предмет - группа, отдел, секта, клуб, компания, ОГВ, ФОИВ, государство.
Спецификация сущности определяет класс предметов, то есть определяет множество. Не следует путать сущность с категорией, хотя в просторечии класс, множество и категория могут совпадать. Сам Аристотель, на мой взгляд, четкую грань между сущностью и категорией не провел, но четко ее наметил, указав на то, что категории - это предикаты сущности и большая часть предложенных категорий (см. ниже категории 3-10) помогают выявить акцидентные (то есть приходящие, не присущие) характеристики предметов. Сущность, в моем понимании, близка к тому, что Фреге Готлоб определил как смысл или значение. Но в мире ИТ мы наделяем сущность несколько другим качеством: сущность - это трафарет, по которому предметы реальности будут отбираться в класс. Этого назначения сущности я и буду придерживаться в данной статье.
То есть сущность - это мета понятие (реверсивно созданный радон). Реверсивным он будет потому, что реальность (предметы реальности) существуют сами по себе, независимо от того, как и что мы думаем о них.
Сам Аристотель относил сущности к тому, что указывает на род или вид, то есть фактически сущность - это то, что характерно для какого-то рода или вида предметов (см ниже категорию №1). Так, например, если группа рассматриваемых животных относится к виду ЛОШАДЕЙ, то мы употребляем/используем сущность ЛОШАДЬ, если хотим сделать о ней какое-то высказывание. Но что делает лошадь лошадью? в чем ее сущность и отличие от всех других представителей живого мира?
У сущности могут быть и должны быть [способы ее выделения из реальности]:
- мета-атрибуты - характеристики, свойства или качества предметов. Будет считать все слова предыдущего предложения синонимами.
- мета-состояния - то, что указывает на изменчивость предметов, относимых к сущности, то есть сегодня мы называем это "жизненный цикл, выраженный через устойчивые состояния предметов, относимых к сущности".
- мета-связи - то, что не просто указывает на связь предмета с другими предметами: через эти связи производится различение и уточнение сущностей.
Прим: перечисленное - это, конечно, от Аристотеля, но с легкой перефразировкой путем добавления приставки "мета". Перечисленное может быть присущим сущности, а может быть акцидентым. Присущее - это те свойства, которые позволяют однозначно отнести предмет к определенной сущности. Присущее противопоставляется акцидентному, то есть акцидентное как бы опционально по отношению к присущему, оно не обязательно или еще говорят "преходящее". Порфирий - акцидентное или привходящее, то что может появляться или пропадать без влияния на его обладателя (субстрат).
Атрибуты, состояния и связи выявляются для предмета через высказывания. Виды высказываний - категории - это виды предикатов или виды связи предмета и конкретного предиката в суждении. Например, "лошадь скачет" - это связь предмета "лошадь" с ее акцидентным признаком "скачущая" через категорию "действовать".
Справка. Здесь надо припомнить структуру любого высказывания: подлежащее + предикат. В философии предикатом называется всякое свойство или признак — некое отличие, позволяющее отследить существование некоторого предмета или множества предметов относительно других предметов: цвет, размер, форма, материал и пр. Можно сказать, что это всё множество диспозиций, которые могут быть потенциально приняты всеми существующими предметами.
=== А. Поиск атрибутов, состояний, связей ===
Выявление присущих предмету и, стало быть его сущности, атрибутов, состояний, связей - нелегкая онтологическая задача. Я пока не понял (да и не только я), как её предлагает решать Аристотель. Можно лишь уверенно сказать, что философ указывает на тот факт, что у сущности нет противоположностей, а у присущих свойств предмета нет вариаций в отличие от акцидентных характеристик, которые вариативны. То есть на примере лошади:
- лошадь не противопоставляется чему-либо другому. Не сущесвует никакого антипода лошади.
- для любой лошади присуще и неотъемлемо то, что у лошади есть 4 ноги (и только 4) и голос ее похож на ржание (и только на него) . Присуще ей также то, что у нее нет рогов. И кстати, если мы обнаружим лошадь с одним рогом на лбу - то отнести ее следует уже к другой сущности - к единорогам. То есть совокупность присущих свойств - это как бы первичный ключ сущности.
- акцидентные же свойства конкретной лошади могут быть или не быть у неё, в том числе акцидентные свойства часто демонстрируют наличие противоположностей или вариативности: лошадь может скакать, а может покоиться; лошадь может быть темной или светлой; хромой или здоровой; голодной или сытой и т.п.
Аристотель: "Присущее или акцидентное можно разуметь иначе, как устойчивые и преходящие свойства. Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно продолжительнее и прочнее. Преходящими свойствами или состояниями называются такие качества, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье и все тому подобные состояния. В самом деле, человек находится в том или другом состоянии и вместе с тем быстро изменяется, становясь из теплого холодным или из здорового больным, и точно так же в остальных случаях, если только какое-нибудь из этих состояний с течением времени не укоренится и не окажется неустранимым или совершенно неподверженным изменению; а такое состояние можно было бы, пожалуй, уже назвать устойчивым свойством.
Итак, очевидно, что под устойчивыми свойствами разумеют качества более продолжительные и малоподверженные изменениям".
Аристотель в главе 4 книги "Категории" выделяет 10 категорий, которые можно считать способом выявления/формулирования свойств, состояний и отношений сущности:
- Вид или род. Или первичная субстанция сущности. Это главная или первая категория, которая отвечает за выявление какой-то базовой основы предмета и стало быть его сущности. Рассуждений здесь много, но полезным является одно: сущность предмета определяется отнесением его к определенному классу или правильнее сказать - к другой более широкой сущности. Например, предмет "лошадь" - это живое существо, а предмет "медь" - это металл. Здесь следует заметить, что категория 1 - это онтологическое рассуждение. Проблема этого рассуждения очевидна: а в чем сущность "металла" или "живого существа"? - здесь фактически намечается вложенность одних сущностей в другие пока мы не дойдем до каких-то самых первичных сущностей, имя которым - универсалии. Не будем углубляться в эту тему, она чисто философская и я не вижу в ней никакого практического смысла: чем более общей является сущность (чем более она абстрактна), тем меньше от нее пользы в программировании.
Наибольший практизм можно извлечь из 1-й категории, если задать вопрос так: из чего предмет сделан? Статуя - из мрамора, лошадь - живой организм, платье из ткани и т.п. Более поздние аналитики к категории 1 относили субстанцию. Кстати, обратите внимание, как wiki определяет субстанцию: "Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое".
Вообще категория №1 - самая тяжелая для понимания. Это рассуждение о сущности сущности. Например, вот это крайне нелегко понять: "Всеобщее — то, что сказывается о подлежащем; Частное — то что находится в подлежащем; Существенное — то что не находится в подлежащем; Акциденциальное — то что не сказывается о подлежащем". То что находится в подлежащем Аристотель называет тем, что для своего существования требует подлежащее.
- "какое" - данным предикатом выявляются как присущие, так и акцидентные качества сущности. Вопрос "какое" выводит нас на качества.
3.1. Присущие качества могут быть врожденными или характерными по природе. Так, например, мрамор по природе своей всегда будет твердым, а человек по рождению может быть всегда болезненным или иметь атлетическое телосложение.
3.2. Определенные качества могут быть выражены состояниями, однако состояния - это не всегда качества (свойства или характеристики).
3.3. Отдельный вид качества - это претерпеваемые свойства и состояния. Таковы, например, сладкость, горечь, терпкость и все сходное с ними; а также тепло, холод, белизна и чернота. Равным образом говорят о претерпеваемых свойствах и состояниях души. В самом деле, те из них, что сразу возникли при рождении от тех или иных устойчивых состояний, называются качествами, например умопомешательство, раздражительность и тому подобное, ведь по ним называют кого-то таким-то и таким-то - раздражительным или помешанным. Равным образом и те отклонения, которые не прирождены, но вследствие каких-то других обстоятельств трудноустранимы или же вообще не поддаются изменениям, суть качества, так как по ним называют людей такими-то и такими-то. А те, что возникают от чего-то быстро исчезающего, называются состояниями, например если испытывающий печаль становится более раздражительным. В самом деле, того, кто в таком состоянии становится более раздражительным, еще не называют раздражительным человеком, а скорее говорят, что он что-то испытал. Таким образом, подобные [явления] называются состояниями, а не качествами.
3.4. Еще один вид качества - это очертания: имеющиеся у каждого предмета внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. В самом деле, ведь по ним в каждом случае называют что-то таким-то и таким-то, ибо предмет называют такой-то и такой-то лишь благодаря тому, что он треугольный или четырехугольный, или благодаря тому, что он прямой или кривой.
- "по отношению к чему-то": соотнесенным называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находится в каком-то ином отношении к другому.
Все соотнесенные между собой [стороны] обоюдны. Так, под рабом подразумевается раб господина, а под господином - господин раба; и под двойным - двойное по отношению к половинному, а под половинным - половинное по отношению к двойному, равно как и под большим - большее по отношению к меньшему, а под меньшим - меньшее по отношению к большему. Точно так же обстоит дело и в других случаях. Так, о чувственном восприятии - что оно восприятие воспринимаемого, а о воспринимаемом - что оно воспринимаемое восприятием.
Соотнесение также может выполняться между предметами, находящимися друг к другу в отношении "часть-целое".
Эта категория явно претендует на выявление связей предмета. К категории соотнесенного принадлежат также обладание, расположение, чувственное восприятие, знание, положение. Прим.Рудь: здесь мы видим, что не все так строго у Аристотеля и следовало бы построить не линейный список категорий 2-10, а матрицу категорильных свойств.
- "сколько" - данным предикатом выявлется либо размер, либо площадь/объем предмета, либо его сравнение с другим предметом типа "больше", "меньше", "равно", "не равно".
- "где" - Аристотель это не комменирует, в силу очевидности, но мы можем добавить, что ответ на этот вопрос может быть видом соотнесения предмета с его локацией в пространстве.
- "когда"
- "находиться в каком-то положении"
- "обладать" - прим.Рудь: очевидно, что это может быть про связи.
- "действовать" (а также совершать или исполнять). Производство изменений в каком-либо другом предмете (или над собой).
- "претерпевать" или "страдание" (В.Рудь: подвергаться воздействию или быть затронутым).
Возьмем, для примера, такую сущность как лошадь. Рассмотрим ее возможные категории:
- "что" - это вид живой материи - живое существо.
- "какое" - например, качества: белая, покладистая, спокойная. Например, состояния - старая, голодная, уставшая.
- "по отношению к чему-то" - удвоенное, половинное, большее, меньшее - например, высокая, тощая, быстрая.
- "сколько" - это, например, длиною в 20 локтей, шириною в три локтя;
- "где" - например, в Ликее, на площади;
- "когда" - например, вчера, в прошлом году;
- "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит;
- "обладать, иметь в наличии " - например, подкована, экипирована, обученная выполнять команды;
- "действовать" - например, скачет, ест, перепрыгивает;
- "претерпевать" - например, ее ловят, запрягают, скачут на ней, убивают.
Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием категории 1-10 и сущности, ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи с сущностью ничто не истинно и не ложно, например "лошадь", "живое существо", "белое", "бежит", "побеждает на скачках". Кстати, Плотин высказал интересный тезис: все категории 2-10 можно считать отношениями - что мы и наблюдаем сегодня в ООП.
=== Б. Поиск присущего и подход к анализу связей ===
Определяя сущность, Аристотель делает еще один заход со стороны вопроса Зачем/Почему (на каком основании) существует предмет. Указываются 4 причины:
- причина 1. Из чего сделано, материал, материя (живая или неживая). Указание материи явно позволяет определить как предмет может рождаться, изменяться, устаревать, умирать.
- причина 2. Форма, которую имеет предмет, или образец, по которому предмет создан. Кстати, стоики смотрели на форму несколько шире, что мне кажется полезным: "cпособ организации материи для формирования индивидуального предмета". Любопытно, что римляне тоже ломали голову над переводом трудов Аристотеля и форму наделяли/переводили либо как Эйдос (привет, Платон!), либо как ВИД. Есть труды, где ключевым в определении понятия сущность является именно Форма или Эйдос. А что, по-моему красиво! Ведь ваза или кувшин являются таковыми независимо от того, из какого материала они сделаны.
- причина 3. Как возникает предмет, что является причиной его возникновения (что есть первое начало). Совет рождает консультант, ребенок рождается от отца и матери, кувшин делает гончар. Но некоторые предметы возникают по воле случая - точнее, по совпадению ряда других причин. Прим.Рудь: озарения, мутации, брак.
- причина 4. Причина как цель. Например, прогулка или лекарство или скальпель имеет целью [укрепление] здоровья. Любое размышление производится ради чего-то.
Аристотель: у предмета можеть быть несколько причин. Например, медная статуя существует потому, что есть медь и скульптур, который ее изготовил.
Близко к причинам 2 и 3 стоит различие предмета (предметов) по связям типа "предшествующее-последующее" (Глава 12 книги "Категории"). При всей очевидности таких связей, отразим виды таких последовательностей:
- старое-новое. Различие делает по времени или по возрасту, например что-то является более древним, например, соха предшествует плугу, а плуг - трактору.
- раньше-позже наблюдается в процессе перечисления или описания.
- "технологические фазы": буквы и звуки предшествуют словам, а слова - предложениям. Геометрические фигуры предшествуют чертежам.
- почитаемое или предпочитаемое: в первую очередь я предпочел бы говорить с людьми умными, или в первую очередь следует кушать полезное, а потом уже еду для удовольствия.
- последовательность изложения или наблюдения. Сначала доложен существовать предмет, а потом будет возможность сделать о нем суждение. Сначала выдвигается тезис, а потом следуют доказательства. Сначала мы разделяет множество на группы, а затем в группах выделяем подгруппы.
В главе 13 книги "Категории" Аристотель делает важное дополнение о том, что некоторые предметы (чаще всего ментальные предметы или их качества) обладают свойством совместности. Например, если мы выделили из мира животных такой род как "водоплавающие", то одновременно с ним мы сразу же выделяем и "сухопутные", и "пернатые". Видимо это относится ко всем операциям декомпозиции целого на части.
Завершить подраздел по связям хотелось бы 15-й главой категорий, имеющей название "Обладание". Обладание не так тривиально, как кажется.
Аристотель: "Что касается обладания, то о нем говорится во многих значениях:
- или как об обладании свойством и состоянием, либо каким-нибудь другим качеством (так, о нас говорят, что мы обладаем каким-то знанием и достоинством),
- или как об обладании количеством, например что [предметы] имеют определенную величину (2 метра, 6 килограмм), или как об обладании тем, что имеют на теле или его части (например, платьем, хитоном или кольцом на руке),
- или как об обладании частью тела (например, рукой или ногой),
- или как о содержимом сосуда (например, о глиняном сосуде для вина: ведь говорят, что глиняный сосуд содержит вино) ; так что обо всем этом говорится, что оно что-то содержит в себе как в сосуде;
- или об обладании говорится как о владении имуществом (ведь о нас говорят, что мы владеем домом или полем);
- про нас также можно сказать, что мы имеем жену, и про женщину - что она имеет мужа. Только что указанное значение обладания - наименее подходящее, ведь "иметь жену" означает не что иное, как сожительствовать.
Можно было бы, пожалуй, указать и некоторые другие значения обладания; но, полагаю, обычные значения его перечислены".
Что важно? - здесь я бы обратил внимание, что Аристотель трактует атрибуты, например, состояния или количество, как связи. Жаль, что он не сделал это явно, хотя может и сделал в этой своей 15-й главе. Возможно стоит отнестить к обладанию, как связям типа "композиция" или там один-ко-многим, то есть состояние не может существовать без предмета, а часть - без целого, а вино - без сосуда. То есть некоторые предметы в нашей жизни мы рассматриваем как устойчивые композиции, не проводя деление предмета на два субпредмета. В самом деле "Бутылка Вина" не мыслится нами как отдельно "бутылка" и отдельно "вино". То есть мы хотя и понимаем, что они отдельны, но эта отдельность не является существенным признаком рассматриваемого предмета.
=== В. Поиск состояний ===
Среди свойств предмета, называемых мною в зависимости от ситуации то характеристиками, то атрибутами, Аристотель отдельно выделил состояния. С одной стороны их можно было бы считать акцидентными свойствами, однако же у состояний есть устойчивое отличие от других свойств:
- состояние обычно образуют определенную последовательность (хотя и не всегда)
- состояния являются следствием движения, в котором участвует предмет. Здесь не следует забывать, что всё в реальности обладает свойством движения, уж так устроена наша вселенная.
В главе 14 книги "Категории" Аристотель выделяет шесть видов движения: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение, перемещение. Сегодня такой набор видов движения кажется уж слишком примитивным, но почему я все-таки посвятил этому 3 абзаца - так это лишь для того, чтобы указать, что выявляя состояния предмета мы можем действовать через анализ наблюдаемых или известных движений предмета. В программировании мы обычно ищем состояния, которые являются скорее точками контроля за развитием экземпляра сущности, но что мы в жизни контролируем? - всегда ли мы понимаем объект контроля и его жизнь или жизненный цикл?
В заключение обращаю внимание, что неважно, на сколько правильно я или вы понимаете Аристотеля. Важно то, какую пользу для себя вы извлекаете из его трудов. Впрочем, это относится к любому философскому произведению. Его цель - заставить нас думать на определенную тему.
Интересное дополнение №1. А что такое ипостась? Ипостась - тоже вид сущности. Это когда в одном предмете воплощается две или три сущности. Например, Бог триедин. В программировании - это просто напросто множественное наследование. Так, например, яблоко мы можем рассматривать и как фрукт (сущность - фрукт) и как товар (сущность - товар).
Интересно дополнение №2. Не могу не упомянуть стоиков. Стоики считали, что существует четыре категории:
- Субстанция: Первичная материя, бесформенная субстанция (усия), из которой сделаны вещи.
- Качество: Способ организации материи для формирования отдельного предмета. Рудь: я бы назвал это "замысел сущности".
- Каким-либо образом расположенный: особые характеристики, отсутствующие в предмете, такие как размер, форма, действие и поза
- Каким-то образом расположенный по отношению к чему-либо: характеристики, относящиеся к другим явлениям, такие как положение предмета во времени и пространстве относительно других предметов.
Простой пример используемых стоических категорий приведен Жаком Браншвигом:
- "Я определенный комок материи и, следовательно, субстанция, существующее нечто (и пока это все);
- Я человек, и этот индивидуальный человек, которым я являюсь, и, следовательно, обладаю общим качеством и особенным;
- Я сижу или стою, расположенный определенным образом;
- Я отец моих детей, согражданин моих сограждан, расположенный определенным образом по отношению к чему-то другому".
Еще немного от стоиков. Стоики утверждали, что знания можно достичь с помощью разума. Истину можно отличить от логической ошибки, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное определение. Согласно стоикам, органы чувств постоянно получают ощущения: пульсации, которые передаются от предметов через органы чувств к разуму, где они оставляют отпечаток в воображении (phantasiai) (впечатление, возникающее в уме, было названо фантазмой).
Разум обладает способностью судить (синкататеза) — одобрять или отвергать - впечатление, позволяя ему отличать истинное представление реальности от ложного. С некоторыми впечатлениями можно согласиться немедленно, но с другими можно добиться лишь различной степени нерешительного одобрения, которое может быть обозначено как вера или мнение (докса). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убежденность (каталепсис). Определенное и истинное знание (эпистема), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки убеждения опытом своих коллег и коллективным суждением человечества.
Интересное дополнение №3. Кант и Гегель обвинили аристотелеву таблицу категорий в том, что она "рапсодична", получена произвольно и объемно из опыта, без какой-либо систематической необходимости. Рудь: ну, тут не поспоришь; читаем других философов, благо есть кого почитать.
Интересное дополнение №4. Одна из номиналистических теорий. По мнению ряда философов, Аристотель вывел систему категорий непосредственно из древнегреческой грамматики — то есть приписал онтологическую значимость частям речи. Например, категории сущности соответствуют существительные, категории действия — глаголы действительного залога и т. п.
- Сущность — существительное (человек).
- Количество — числительное (один, несколько).
- Качество — прилагательное (старый, молодой).
- Отношение — степени сравнения (первый, последний, выше других).
- Место — наречие места (на улице, под горой).
- Время — наречие времени (сегодня, вчера).
- Положение — непереходный глагол (стоит, лежит).
- Обладание — греческий перфект страдательного залога (одет, разут).
- Действие — глагол действительного залога (бежит, побеждает)
- Претерпевание — глагол страдательного залога (его гонят, избивают).
Сам Аристотель нигде не излагает подобную теорию и не ссылается на греческую грамматику как на источник идеи. Однако поздние перипатетики (а также Порифирий и Боэций) явно придерживаются этой версии, считая, что целью «Категорий» послужила первая группа имён, та, которая обозначает предметы и то, насколько они обозначают.
Интересное дополнение №5. Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. В.Рудь: то есть одним из корней слова онтология является онто=сущность.
Интересное дополнение №6. В "Метафизике" Ζ Аристотель вводит различие между материей и формой синхронно, применяя его к отдельному предмету в определенное время. Материя предмета - это материал, из которого он состоит; форма - это способ, которым эта материя соединена таким образом, чтобы составляющее ее целое могло выполнять свои характерные функции. Но вскоре он начинает применять это различие диахронически, во времени. Это связывает различие материи / формы с другим ключевым аристотелевским различием, между потенциальностью (dunamis) и актуальностью (entelecheia) или активностью (energeia). Это различие является главной темой книги Θ. Рудь: то есть сначала материя и формы рассматриваются синхронно, одновременно, как неделимое, а затем Аристотель рассматривает их как разделенные во времени, например, есть кусок дерева - материя, но в нем уже заключена определенная потенциальность - приобрести форму стола. Более четко эта разница видна на примере ореха, в котором уже заключена потенциальность приобрести форму орехового дерева.
Аристотель различает два разных значения термина dunamis. В самом строгом смысле дунамис - это сила, которой обладает предмет для изменения. Предмет имеет dunamis в том смысле, что он имеет внутри себя “отправную точку изменения в другой вещи или в самом себе, поскольку он является другим” (Θ.1, 1046a12; ср. Δ.12). Проявление такой силы является кинезисом - движением или процессом. Так, например, ремесло домостроителя - это сила, проявлением которой является процесс строительства дома. Но есть и второе значение слова dunamis — и именно оно в основном интересовало Аристотеля, — которое лучше перевести как ‘потенциальность’. Ибо, как говорит нам Аристотель, в этом смысле dunamis связан не с движением (kinêsis), а с активностью (energeia) (Θ.6, 1048a25). Дунамис в этом смысле - это не способность предмета производить изменения, а скорее его способность находиться в другом и более завершенном состоянии. Аристотель считает, что потенциальность, понимаемая таким образом, неопределима (1048a37), утверждая, что общая идея может быть понята из рассмотрения конкретных случаев. Активность относится к потенциальности, говорит нам Аристотель, поскольку “то, что бодрствует, находится по отношению к тому, что спит, и то, что видит, находится по отношению к тому, что имеет закрытые глаза, но зрение, и то, что было сформировано из материи, находится по отношению к материи” (1048b1-3).
Что почитать еще? Советую вот это: Метафизика Аристотеля - статья в Стэнфордской энциклопедии по философии. Например, оттуда:
Глоссарий аристотелевской терминологии:
accident: sumbebêkos | несчастный случай: сумбебекос |
accidental: kata sumbebêkos | случайность: ката сумбебекос |
account: logos | описание: логос |
activity: energeia | деятельность: энергия |
actuality: entelecheia | актуальность: энтелехия |
актуальность: энтелехия. Рудь: эту пару надо бы проверить. Энтелехия (от греч. ἐντελέχια «осуществлённость», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат. Например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. Рудь: лучше всего понимается на примере живых организмов, как генетически заложенная программа роста или тот прототип, к которому будет стремиться живой предмет. Второе значение энтелехии - это уже само целевое состояние, к которому предмет стремился. То есть получается, что энтелехия - это и цель движения/развития и цель достигнутая, то есть результат. В этом рассуждении Аристотель пытается создать шкалу типа "потенциальное-актуальное", где энтелехия стоит ближе к правому концу шкалы - конечному результату процесса актуализации или можно еще сказать "достижение предметом целевой формы". | |
alteration: alloiôsis | изменение: аллоизис |
affirmative: kataphatikos | утвердительно: катафатикос |
assertion: apophansis (sentence with a truth value, declarative sentence) | утверждение: апофансис (предложение со значением истинности, декларативное предложение) |
assumption: hupothesis | предположение: гипотеза |
attribute: pathos | атрибут: пафос |
be: einai | быть: эйнай |
being(s): on, onta | бытие (бытия): on, onta |
belong: huparchein | принадлежит: хупархейну (гиперчейн, цепочка?) |
category: katêgoria | категория: категория |
cause: aition, aitia | причина: возникновение, aitia |
change: kinêsis, metabolê | изменение: кинезис, метаболизм |
come to be: gignesthai | кем стал: гинестай |
coming to be: genesis | становление: генезис |
contradict: antiphanai | противоречит: антифанай |
contradiction: antiphasis (in the sense “contradictory pair of propositions” and also in the sense “denial of a proposition”) | противоречие: антифазия (в смысле ”противоречивая пара предложений", а также в смысле ”отрицание предложения") |
contrary: enantion | противоположное [по местоположению, как например, напротив или по характеру проявления] |
definition: horos, horismos | определение, термин: horos, horismos |
demonstration: apodeixis | демонстрация: аподейксис |
denial (of a proposition): apophasis | отрицание (пропозиции): апофасис |
dialectic: dialektikê | диалектика: dialektikê |
differentia: diaphora; specific difference, eidopoios diaphora | дифференциация: диафора; специфическое различие, eidopoios diaphora |
distinctive: idios, idion | отличительные черты: идиос, идион |
essence: to ti ên einai, to ti esti | суть: к тому, чтобы быть вечным, к тому, чтобы быть истинным |
essential: en tôi ti esti, en tôi ti ên einai (of predications); kath’ hauto (of attributes) |
основные: en tôi ti esti, en tôi ti én einai (о предикациях); ath’hauto (об атрибутах) |
exist: einai | существуют: эйнаи |
explanation: aition, aitia | объяснение: aition, айтия |
final cause: hou heneka (literally, “what something is for”) | конечная причина: хоу хенека (буквально “то, для чего что-то существует”) |
form: eidos, morphê | форма: эйдос, морфия |
formula: logos | формула: логос |
function: ergon | функция: эргон |
genus: genos | род: genos (прим: гены определяют род) |
homonymous: homônumon | омонимично: homônumon |
immediate: amesos | немедленное: эймсос |
impossible: adunaton | невозможно: адунатон |
in respect of itself: kath’ hauto | в отношении самой себя: кэт хауто |
individual: atomon, tode ti | индивид: атомон, тоде ти |
induction: epagôgê | индукция: эпагогия |
infinite: apeiron | бесконечное: апейрон |
kind: genos, eidos | вид: генос, эйдос |
knowledge: epistêmê | знание: эпистема |
matter: hulê | материя: хуле |
movement: kinêsis | движение: кинезис |
nature: phusis | природа: физис |
negation (of a term): apophasis | отрицание (термина): апофасис |
particular: en merei, epi meros (of a proposition); kath’hekaston (of individuals) | в частности: en merei, epi meros (о предложении); kat'hekaston (об индивидах) |
peculiar: idios, idion | своеобразие: идиос, идион |
per se: kath’ hauto | по сути: кэт хауто |
perception: aisthêsis | восприятие: aisthêsis - эстетика или чувственное восприятие прекрасного |
perplexity: aporia (прим.сравни complexity) | недоумение: апория |
possible: dunaton, endechomenon; endechesthai (verb: “be possible”) |
возможно: дунатон, эндехоменон; эндехестай (глагол: “быть возможным”) |
potentially: dunamei | потенциально: дунамей |
potentiality: dunamis | потенциал: дунамис |
predicate: katêgorein (verb); katêegoroumenon (“what is predicated”) |
сказуемое: katêgorein (глагол); katêegoroumenon (“то, что является сказуемым”) |
predication: katêgoria (act or instance of predicating, type of predication) | предикация: категория (акт или факт предикации, тип предикации). Рудь: можно сказать также и сказываемое или высказываемое. |
principle: archê (starting point of a demonstration) | принцип: архетип (отправная точка демонстрации) |
qua: hêi | qua: постольку-поскольку (сравни с французким Pour quoi - зачем) |
quality: poion | качество: пойон |
quantity: poson | количество: посон |
refute: elenchein; refutation, elenchos |
опровергнуть: эленхейн; опровержение, эленхос |
separate: chôriston | отдельно: христон |
said in many ways: pollachôs legetai | сказано по-разному: pollachôs legetai |
science: epistêmê | наука: эпистемология |
soul: psuchê | душа: psuchê |
species: eidos | виды: эйдос |
specific: eidopoios (of a differentia that “makes a species”, eidopoios diaphora) | конкретно: eidopoios (о различии, которое “создает вид”, eidopoios diaphora) |
subject: hupokeimenon | тема: хупокейменон |
substance: ousia | сущность: узия. Здесь надо обратить внимание, что субстанция и сущность представлены вроде бы как синонимы, но в разных трудах много раз подчеркивается, что это не так. |
term: horos | термин: горос |
this: tode ti | это: тоде ти |
universal: katholou (both of propositions and of individuals) | универсальное: канон (как предложений, так и индивидов) |
wisdom: sophia | мудрость: софия |
Наиболее яркие акценты глоссария я сгруппировал для поиска общих корней или родственных понятий:
-
- деятельность: энергия
- изменение: кинезис,
- становление: генезис
-
- формула: логос
- описание, отчет (account): логос
- объяснение: aition, айтия - explanation: aition, aitia
- определение: horos, horismos
- атрибут: пафос
- сущность: узия - substance: ousia
- суть (essence): to ti ên einai, to ti esti - : к тому, чтобы быть вечным, к тому, чтобы быть истинным
- essential (существенные?): en tôi ti esti, en tôi ti ên einai (of predications); kath’ hauto (of attributes) - основные: en tôi ti esti, en tôi ti én einai (о предикациях); ath’hauto (об атрибутах)
- по сути: кэт хауто
- существуют (exist): эйнаи
- быть: эйнай
- being(s): on, onta - бытие (бытия)
Но ‘бытие’, как говорит нам Аристотель в §2 Метафизики, “выражается многими способами”. То есть глагол "быть" (einai) имеет разные значения, как и родственные ему "бытие" (on) и "сущности" (onta). Итак, универсальная наука о бытии как таковом, по-видимому, основана на двусмысленности: как может существовать единая наука о бытии, когда сам термин ‘бытие’ двусмыслен?
Аристотель переходит в п.4 к рассмотрению следующего кандидата на звание субстанции: сущности. ("Сущность" - это стандартный английский перевод любопытной фразы Аристотеля to ti an einai, буквально “то, чем это должно было быть” для обозначения предмета. Эта фраза настолько ошеломила его римских переводчиков, что они придумали слово essentia для перевода всей фразы, и именно от этого латинского слова происходит наше (здесь - английское). Аристотель также иногда использует более короткую фразу to ti esti, буквально “то, что это есть”, примерно для обозначения той же идеи.) В своих логических работах Аристотель связывает понятие сущности с понятием определения (horismos) — “определение — это отчет (логос), обозначающий сущность” (Темы 102a3) — и он связывает оба этих понятия с определенным видом предикации per se (kath’hauto, буквально “в отношении самой себя” или “внутренне“) - ”то, что принадлежит вещи в отношении самой себя, принадлежит это по своей сути (en tôi ti esti), ”ибо мы ссылаемся на это“в отчете, излагающем суть” (Апостериорная аналитика, 73а34-5). Он повторяет эти идеи в Ζ.4: “сущность будет только у тех вещей, логос которых является определением” (1030a6), “сущность каждой вещи - это то, чем она, как говорят, является по своей сути” (1029b14). Важно помнить, что для Аристотеля человек определяет предметы, а не слова. Определение тигра не раскрывает нам значения слова ‘тигр’; оно говорит нам, что значит быть тигром, кем, как говорят, тигр является по своей сути. Таким образом, определение тигра излагает суть тигра (“чем он должен быть”), то, что присуще тигру как таковому. -
- род: genos (прим. гены предопределяют род, генотип - радоним рода)
- форма: эйдос, морфия. Обратить внимание, что Аморфный - значит также не красивый. Красота и форма имеют в современном греческом языке один корень. Красота - ομορφιά, то есть имеющее форму.
- виды: эйдос
- конкретно: eidopoios (о различии, которое “создает вид”, eidopoios diaphora) - то есть видимо конкретное - это когда виды различаются, а не сливаются, ибо когда они сливаются в суждении, то суждение не может быть уже конкретным.
- вид: генос, эйдос. Рудь: возможно: гены пред[определяют] вид.
-
- принцип: архетип (отправная точка демонстрации)
- демонстрация: аподейксис
-
- движение: кинезис
- природа: физис
- возможно: дунатон, эндехоменон; эндехестай (глагол: “быть возможным”)
- потенциально: дунамей
- потенциал: дунамис
-
- сказуемое: katêgorein (глагол); katêegoroumenon (“то, что является сказуемым”) - то есть лучше сказать так, что сказуемое - есть высказываемое о предмете, отражаенном в подлежащем.
- предикация: категория (акт или пример предикации, тип предикации)
-
- наука: эпистемология
- знание: эпистема
Полезные статьи для продолжения чтения по теме: