«Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека.»
 
Консалтинговая компания Марк Аврелий


Процесс и процессный элемент

Чтобы говорить об уровнях моделирования процесса (бизнес-процесса) и правильном разбиении процесса на процессные элементы, стоит дать определение процесса. Берем наиболее частое: процесс - это деятельность, преобразующая входы (материалы, информацию, данные и т.п.) в выходы (результат деятельности: материалы, продукты, изделия, информация и т.п.). Иногда к определению процесса добавляют, что деятельность выполняется с определенной целью. Целью деятельности может быть достижение результата деятельности, а может быть цель не отождествляется с результатом, например, результатом процесса обслуживания может быть решение клиентской жалобы, а целью - удовлетворение клиента. Впрочем, расширение определения процесса за счет введения дополнительных метрик, свойств или иных характеристик делает такое определение более формальным и строгим, но вряд ли более ясным, а именно при попытке описать (смоделировать) какое-то явление или бизнес три аналитика принесут три разных процессных описания. Так в чем же тут дело?   

Давайте разберемся. И начать придется с анализа слова ПРОЦЕСС. Однозначно можно утверждать, что процесс - это деятельность. Но как можно определить деятельность? Для этого мы (человечество) выработали несколько способов:

  1. Деятельность можно определить, указав вид совершаемой деятельности (вид работы): ПИЛИТЬ, СТРОГАТЬ, РЕГИСТРИРОВАТЬ, ОФОРМЛЯТЬ, ПРОДАВАТЬ...
  2. Деятельность можно определить через ее границы. На входе - материалы, на выходе - продукция. На входе - проблема, на выходе - решение. На входе - абитуриент, на выходе - студент. На входе - руда, на выходе - чугун. На входе - овощи, на выходе - борщ.
  3. Деятельность можно определить через указание субъекта, выполняющего эту деятельность: деятельность государственной думы, деятельность аппарата президента
  4. Деятельность можно определить путем указания цели этой деятельности: деятельность по сокращению затрат; деятельность, направленная на рост выручки; деятельность во имя мира на земле; деятельность по спасению природы 
  5. Деятельность можно определить через механизм, ее выполняющий, например, работа снегоуборочной машины, работа крана, работа насосной станции.

Можно найти еще 2-3 способа, как определить/указать/выделить какую-либо деятельность, но и так ясно, что в зависимости от контекста мы определяем деятельность через ...  через элементы самого контекста. Нам важны виды работ? - значит через них и будет определана деятельность. Нам нужны результаты работ? - значит через них будет определена деятельность. Нам важны участники деятельности? - значит через них и дано будет определение этой деятельности. Определившись с контекстом и целями моделирования, мы понимаем, каким образом мы будем вычленять деятельность из всей совокупности действий, разворачивающихся перед бизнес-аналитиком. При этом деятельность может быть представлена тремя принципиально разными способами:

  • деятельность как функция, то есть деятельность, как свойство механизма или обязанность исполнителя выполнять какую-то работу. В этом способе акцентируется субъект деятельности и вид совершаемой им работы
  • деятельность как обязанность, то есть деятельность, как нормативное предписание субъекту достигать какой-то результат. В этом способе акцентируется внимание на субъекте деятельности и ожидаемых от субъекта результатах
  • деятельность как процесс: внимание акцентируется на виде исполняемой работы, входах и выходах этой работы

Итак, мы теперь видим, что в желании определить ПРОЦЕСС более ясно мы пришли к выводу, что при моделировании какой-то предметной области (какой-то деятельности) в виде процессов, мы сознательно выбираем именно процессный способ ее представления, чтобы

  • а) акцентировать внимание на видах исполняемых работ
  • б) указать входы и выходы каждой выполняемой работы

Примечание: можно добавить сюда определение целей каждой работы, механизмов, исполнителей и т.п., но от этого процесс не станет более процессным. 

И вот теперь можно вернуться к вопросу: каковы же должны быть (или могуть быть) уровни моделирования процесса и как правильно выбрать границы процессных элементов? Ответ очевиден: и границы процессных элементов и их уровень зависят от перечня (классификации или списка) видов исполняемых работ и степени подробности, с которой могут быть описаны входы-выходы. Если мы ничего не знаем в подробностях о входах и выходах или входы-выходы не носят стационарный характер (не могут быть четко зафиксированы), то вряд ли нам принесёт пользу изощренное знание видов работ. Равно как и наоборот, подробное знание видов работ вплоть до мельчайших операций без понимания того, чем заканчивается та или иная операция, не позволит нам смоделировать процесс на самом нижнем уровне.

Таким образом уровень моделирования и гранулярность моделируемых работ определяются:

  • а) нашими знаниями и спопособносятми декомпозировать результат работ до каких-то стационарных состояний в контексте или значимых промежуточных состояний обрабатывамого объекта (изделия)
  • б) нашей способностью выделить полный перечень видов работ, двигающих контекст (или изделие) от состояния к состоянию
  • в) целями моделирования, а именно хотим ли мы влиять на все выделенные в модели состояния и виды работ или не хотим? 

При моделировании процессов телекоммуникационного оператора или банка с целью их автоматизации нижний уровень моделирования определяется:

  • кругом информационных объектов (сущностей, данных, таблиц), которые есть входы и выходы процессных элементов
  • перечнем функций информационных систем, которые участвуют в обработке/преобразовании информационных объектов

При этом крайне важно, что процесс (математически) определяется, как перечень всех видов действий в пересечении с перечнем всех видов состояний (результатов действий) и этот перечень действий для N-ского уровня моделирования должен быть конечным. В конечности перечня действий и есть искусство моделирования большой системы. Если один аналитик, описывая работу кофейного автомата, укажет действие "всунуть монетку", а другой - "произвести оплату", а третий - "вставить купюру", а четвертый - "оплатить", а пятый - "произвести расчет за кофе", то так мы не получим процесс нужной степени формальности, хотя все признаки формального описания будут налицо. В таком процессе количество процессных элементов, состояний и результатов будет превышать потребность в 5 раз, в результате чего модель такого процесса становится в 5 раз сложнее реальной действительности, в то время как у модели всегда (!) есть две цели:

  1. УПРОЩАТЬ
  2. НОРМАЛИЗОВЫВАТЬ (УНИФИЦИРОВАТЬ).

Упрощение подобно искусству. Нормализация требует лишь умений следовать нормам и самое сложное - найти сами нормы. Для процессов - это, как правило, отраслевые таксономии, например Business Proccess Framework в телекоме (ранее известная как eTOM).