«Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.»
 
Консалтинговая компания Марк Аврелий


Свадебное платье и Захман - поговорим о проектировании

Рассмотрим стадии проектирования на примере свадебного платья, как это вымучали древние греки и доработал старина Захман. Распишем для платья, но вообще любая архитектура изделия или предприятия проходит эти самые стадии. Ну может быть кроме эмоций, а может и зря, что без них.

Репост и доработки статьи 2020 года с личной странички автора на Fbook.

Существует 7 стадий проектирования или более точно 7 стадий воплощения идеи в реальность (от идеи до реализации):
1. Идея (вымысел, идентификация, идеализация)
    1.1 феномен (ввожу сам) - попытка свести идею к примерам в реальности или вариантам реальности, чтобы перевести ее из ментального пространства на уровень ощущений, доступных человеку.

2. Концепт (замысел) - внесение максимальной вербальной определенности в идею.

3. Модель (макет) - стадия моделирования. Чтобы ни было определено на словах, а макет демонстрирует будущее изделие лучше всего. Макет можно измерять, щупать, испытывать и даже специфицировать.
    3.1. эмоции (ввожу сам)

4. Спецификация (конструирование)
5. Конфигурация

6. Собственно изделение (в нашем случае - платье) или стадия изготовления конечного изделия.

1.Idea (стадия озарения или слой идей). Cначала в голове невесты возникает Идея, как у Платона :) Что представляет собой платье вроде как понятно, но выразить это невозможно. Стадия идеи может ограничиться тем, что это должно быть дорогое, белое, на один раз и никаких денег на это не жалко. Идея как бы не столько вычленяет, что мы хотим, сколько отсекает то, что мы не хотим. Вместе со стадией 1.1. это может быть ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ того, что мы хотим.

1.1 Fenomenon (стадия гипотез и предположений). В чем феномен платья? - будем определяться, рассматривая жизненный цикл платья: оно на один раз? на два? Может быть, оно на один раз и дальше платье уходит в особое место в шкафу? Оно будет перешиваться когда-то? Может ли, должно ли платье достаться кому-то по наследству (детям, сестре, подруге)? Или отправиться в музей? А может с него снимут самое дорогое для переиспользования в других назначениях?... - допустим мы с этим определись. Тогда можно и определение поправить: праздничный наряд для одного выхода и далее в музей свадебных нарядов.

На этой стадии идеальное приобретает все черты реального в доступных нам ощущениях. Это могут быть эскизы, образцы материалов, известные шаблоны поведения или пользования. Все-таки свадебное платье - отнюдь не новый феномен вообще, но для невесты он безусловно первый в жизни и даже, кажется, самый важный. Поэтому на этой стадии можно пройтись по магазинам и перемерять всё, что есть в продаже, чтобы возникло понимание диапазона возможного и невозможного.

2.Concept (стадия осмысления или слой концептов). Надо дать определение (вербально). Это не так просто. Платье - вроде как дело понятное. Но свадебное платье - всегда непонятно и непредсказуемо (см 1.1). Допустим, это уникальный наряд для одного праздничного выхода невесты. А может быть это типовое платье невесты для запуска его в серийное производство. После исследования и обобщения образцов из 1.1 можно сказать, что концепт отражает сущность того, что мы хотим иметь. На этой стадии в индустрии пошива лидирует дизайнер.

3.Representaion (логическая стадия или слой моделей). Стоит набросать несколько эскизов, возможно подобрать платья-аналоги... В общем, нужно как можно более точно определиться, каким оно будет, какие детали в нем должны быть, какие впечатления оно должно оказать и на кого. Проигрываем варианты использования. При максимальных усилиях здесь рождается макет или прототип, на языке ИТ – модель, да и в индустрии одежды - тоже модель. Моделей может быть несколько. Итоговая модель наиболее точно отражает потребность заказчика или творца, наиболее точно отражает идею, и конечно, же концепт.

Уточняем удобство и комфорт, так как модель (репрезентация будущего изделия) или даже несколько моделей отражают возможную вариативность. Сверяемся с концепт-определением (пункт 2). Если в концепт не вписались, то стоит его поправить. Ведь с учетом этого концепта проектировались смежные изделия: костюм жениха, глубина автомобиля, способ передвижения невесты, пажи, несущие фату, наряды подружек невесты и т.п.

По модели (по каждой модели, если их несколько) делается первая прикидка стоимости, чтобы сразу понимать, есть ли смысл переходить к конструированию и нести затраты на закупку материалов и найм специалистов по пошиву. А может быть нужно создавать целую производственную линию для массовых / серийных изделий.

На стадии 3 лидирует конструктор, который очень хорошо должен понимать дизайнера и полет его творческой фантазии. Но конструктор, конечно же, озабочен и фактом реализуемости изделия на доступном ему понимании доступных технологий пошива.

3.1 Emotions. Формируем эмоциональный ряд (слой эмоций, если хотите). В сущности, проверяем гипотезы на тему, на кого производим впечатление, как и чем. И готовы ли мы на потратиться на эти эмоции, оно того стоит? Производитель серийной одежды может устроить показ мод, чтобы проверить реакцию и ожидания потребителей.

4.Specification (стадия конструирования, слой конструктивных элементов и их спецификаций). Конструируем платье. Создаем выкройку, подбираем и закупаем детали (материал, ленты, стразы, кружева, прочее), задаём параметры всех деталей (материал, способы обработки, порядок сборки и т.п.).

Здесь рождается и финальная смета на изделие. Скорее всего, её постараются составить перед стартом конструирования на основании модели. И даже может быть перед стадией 4 составят ТЗ на поиск производителя с наилучшей ценой.  Очевидно, что производителю передадут макет или финальную модель со стадии 3, а не только набор идей или концептов.

На стадии 4 совместно работают констуктор и технолог. Технолог лучше всего понимает возможности оборудования, которое будет использовано и будет ли это оборудование способным изготовить изделие того качества, которое было задано дизайнером и конструктором. Не исключается, что модель и начальные чертежи/спеки придется поправить, так как выбранная/доступная технология не позволяет сделать нужную вещь с заданным качеством в пределах выделенного бюджета.

5.Configuration (стадия настройки или тюнинга параметров изделия, допустимых спецификацией на изделие). По спеке (выкройке) из п.4 можно сделать несколько платьев. Возможно, так и сделаем: две или три конфигурации. Конфигурация станет "паспортом платья" - набором окончательных решений по конкретному экземпляру платья. На базе одной спеки можно сделать как платье-трансформер на случай дождя, снега, жары или второго дня свадьбы. По одной спеке можно сделать и 2-3 конфигурации, например, сразу и платье для серебряной или золотой свадьбы. А можно по этой же спеке сделать 2-3 конфигурации вечерних платьев на разные случаи светской жизни. Ну а если платье станет серийным, то нужно предусмотреть его конфигурации на разные размеры невест и особенности женских фигур.

6.Instantiation. Собственно производство платья по чертежам из п.4 и 5. Получилось, как получилось, отражаем особенности в конфигурации изделия (п.5, правим конфигурацию) или в паспорте единичного изделия, дабы всегда можно было бы вернуться к документации и осознать, как мы пришли к финалу, не разбирая наше готовое платье на части.