«Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.»
 
Консалтинговая компания Марк Аврелий


Свадебное платье и Захман - поговорим о проектировании

Рассмотрим стадии проектирования на примере свадебного платья, как это вымучали древние греки и доработал старина Захман. Распишем для платья, но вообще любая архитектура изделия или предприятия проходит эти самые стадии. Ну может быть кроме эмоций, а может и зря что без них.

Репост и доработки статьи 2020 года с личной странички автора на Fbook.

Существует 7 стадий проектирования:
1. идея
2. концепт
3. феномен (ввожу сам)
4. модель
5. спецификация
6. эмоции (ввожу сам)
7. конфигурация
8. собственно изделение (в нашем случае - платье)

1.Idea (стадия озарения или слой идей). Cначала в голове невесты возникает Идея, как у Платона :) Что представляет собой платье вроде как понятно, но выразить это невозможно.

2.Fenomenon (1.1?) (стадия гипотез и предположений). В чем феномен платья? - будем определяться, рассматривая жизненный цикл платья: оно на один раз? на два? Может быть, оно на один раз и дальше платье уходит в особое место в шкафу? Оно будет перешиваться когда-то? Может ли, должно ли платье достаться кому-то по наследству (детям, сестре, подруге)? Или отправиться в музей? А может с него снимут самое дорогое для переиспользования в других назначениях?... - допустим мы с этим определись. Тогда можно и определение поправить: праздничный наряд для одного выхода и далее в музей свадебных нарядов.

3.Concept (стадия осмысления или слой концептов). Надо дать определение (вербально). Это не так просто. Платье - вроде как дело понятное. Но свадебное платье - всегда непонятно и непредсказуемо (см 1.1). Допустим, это уникальный наряд для одного праздничного выхода невесты. А может быть это типовое платье невесты для запуска его в серийное производство.

4.Representaion (логическая стадия или слой моделей). Стоит набросать несколько эскизов, возможно подобрать платья-аналоги... В общем, нужно как можно более точно определиться, каким оно будет, какие детали в нем должны быть, какие впечатления оно должно оказать и на кого. Проигрываем варианты использования. При максимальных усилиях здесь рождается макет или прототип, на языке ИТ – модель. Моделей может быть несколько. Итоговая модель наиболее точно отражается потребность заказчика или творца, наиболее точно отражает идею, и конечно, же концепт.

Уточняем удобство и комфорт, так как модель (репрезентация будущего изделия) или даже несколько моделей (пункт 4) отражают возможную вариативность. Сверяемся с концепт-определением (пункт 2). Если в концепт не вписались, то стоит его поправить. Ведь с учетом этого концепта проектировались смежные изделия: костюм жениха, глубина автомобиля, способ передвижения невесты, пажи, несущие фату, наряды подружек невесты и т.п.

По модели (по каждой модели, если их несколько) делается первая прикидка стоимости, чтобы сразу понимать, есть ли смысл переходить к конструированию и нести затраты на закупку материалов и найм специалистов по пошиву. А может быть нужно создавать целую производственную линию для массовых / серийных изделий.

5.Emotions (4.1?) Формируем эмоциональный ряд (слой эмоций, если хотите). В сущности, проверяем гипотезы на тему, на кого производим впечатление, как и чем. И готовы ли мы на потратиться на эти эмоции, оно того стоит? Производитель серийной одежды может устроить показ мод, чтобы проверить реакцию и ожидания потребителей.

6.Specification (стадия конструирования, слой конструктивных элементов и их спецификаций). Конструируем платье. Создаем выкройку, подбираем и закупаем детали (материал, ленты, стразы, кружева, прочее), задаём параметры всех деталей (материал, способы обработки, порядок сборки и т.п.).

Здесь рождается и финальная смета на изделие. Скорее всего, ее постараются составить перед стартом конструирования на основании модели. И даже может быть перед стадией 6 составят ТЗ на поиск производителя с наилучшей ценой.  Очевидно, что производителю передадут макет или финальную модель со стадии 4, а не набор идей или концептов.

7.Configuration (стадия настройки или тюнинга параметров изделия, допустимых спецификацией на изделие). По спеке (выкройке) из п.6 можно сделать несколько платьев. Возможно, так и сделаем: две или три конфигурации. Конфигурация станет "паспортом платья" - набором окончательных решений по конкретному экземпляру платья. На базе одной спеки можно сделать как платье-трансформер на случай дождя, снега, жары или второго дня свадьбы. По одной спеке можно сделать и 2-3 конфигурации, например, сразу и платье для серебряной или золотой свадьбы. А можно по этой же спеке сделать 2-3 конфигурации вечерних платьев на разные случаи светской жизни.

8.Instantiation. Собственно производство платья по чертежам из п.6 и 7. Получилось, как получилось, отражаем особенности в конфигурации изделия (п.7, правим конфигурацию) или в паспорте единичного изделия, дабы всегда можно было бы вернуться к документации и осознать, как мы пришли к финалу, не разбирая наше готовое платье на части.