«Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.»
 
Консалтинговая компания Марк Аврелий


Проектирование музыки: стадии по Захману

В проектировании, согласно Захману, выделяют 6 стадий проектирования (от идеи до реализации). Рассмотрим их на примере музыки.

Стадия проектирования Сущность стадии Музыка
1. IDENTIFICATION

Вдохновение и озарение.

Стадия 1. IDENTIFICATION (IDEATION -так может быть лучше) - стадия генерации идеи о том, что нечто может быть выражено в виде музыкального произведения. Это стадия фантазий и идей. Идентификация происходит в форме выработки определенной идеи - это поиск мелодии, трех волшебных нот, лежащих в ее основе (вспоминаем Ханса Циммера). Происходит попытка скрестить ментальную фантазию с набором звуков, которые ее будут воплощать. Идеи хороши тем, что они не строгие, не четкие и обладают большой свободой для их интерпретации.  Это также первая попытка не только в том, чтобы идентицифировать то, что нам интересно, но и в том, чтобы отсечь всё то, что нам не интересно. 

Вдохновение, проработка идеи, поиск концепции. Лейтмотив.
2. DEFINITION

Концепция произведения.

Стадия 2. DEFINITION - концептуальная стадия, на которой идея четко очерчивается словами, схемкой, мотивом / лейтмотивом, цитатами из других мелодий, образуя тем самым новое звучание. Взаимоувязанная совокупность звуков даёт новую концепцию.

Напеваем мотив, делаем наброски.
3. REPRESENTATION 

Модель.

Стадия 3. REPRESENTATION. На этой стадии заканчивается прототипирование, фиксируются фазы произведения и их ритм.

На стадии 3 заканчивается абстрактное и начинается детальная проработка произведения. Можно сказать (если говорить инженерным языком), что со стадии 4 начинается детальное конструирование музыкального произведения. 

Ноты
4. SPECIFICATION

Спецификация и оркестровка.

Стадия 4. SPECIFICATION - стадия конструирования, согласно которой новое произведение получает полный диапазон инструкций на тему, какой инстумент и что должен исполнять. Хотя потенциально здесь можно было бы заложить множество различных реализаций исполнения произведения, но обычно в музыке так не делают. Различные варианты реализации мелодии сделают другие авторы (сделают позже), если мелодия приживется.

Раскладка мелодии на партии отдельных интрументов
5. CONFIGURATION 

Интерпретация, оранжировка.

Стадия 5. CONFIGURATION - стадия разработки устойчивых вариантов интерпретации, сохраняющих узнаваемость исходной мелодии.

Это пространство для импровизации  дерижеров, а также поле деятельности тех, кто занимается ремиксами.

Конфигураций может быть много, но все равно исходный мотив или мелодия сохраняются узнаваемыми.

Оранжировка музыки
6. INSTANSIATION

Исполнение произведения.

Стадия 6. INSTANSIATION - стадия исполнения запроектированной музыки. Здесь импровизации проявляются как незапроектированное отклонения от чертежа музыки.

Исполнение музыки, импровизация исполнителей.