Проектирование музыки: стадии по Захману
В проектировании, согласно Захману, выделяют 6 стадий проектирования (от идеи до реализации). Рассмотрим их на примере музыки.
Стадия проектирования | Сущность стадии | Музыка |
1. IDENTIFICATION |
Вдохновение и озарение. Стадия 1. IDENTIFICATION (IDEATION -так может быть лучше) - стадия генерации идеи о том, что нечто может быть выражено в виде музыкального произведения. Это стадия фантазий и идей. Идентификация происходит в форме выработки определенной идеи - это поиск мелодии, трех волшебных нот, лежащих в ее основе (вспоминаем Ханса Циммера). Происходит попытка скрестить ментальную фантазию с набором звуков, которые ее будут воплощать. Идеи хороши тем, что они не строгие, не четкие и обладают большой свободой для их интерпретации. Это также первая попытка не только в том, чтобы идентицифировать то, что нам интересно, но и в том, чтобы отсечь всё то, что нам не интересно. |
Вдохновение, проработка идеи, поиск концепции. Лейтмотив. |
2. DEFINITION |
Концепция произведения. Стадия 2. DEFINITION - концептуальная стадия, на которой идея четко очерчивается словами, схемкой, мотивом / лейтмотивом, цитатами из других мелодий, образуя тем самым новое звучание. Взаимоувязанная совокупность звуков даёт новую концепцию. |
Напеваем мотив, делаем наброски. |
3. REPRESENTATION |
Модель. Стадия 3. REPRESENTATION. На этой стадии заканчивается прототипирование, фиксируются фазы произведения и их ритм. На стадии 3 заканчивается абстрактное и начинается детальная проработка произведения. Можно сказать (если говорить инженерным языком), что со стадии 4 начинается детальное конструирование музыкального произведения. |
Ноты |
4. SPECIFICATION |
Спецификация и оркестровка. Стадия 4. SPECIFICATION - стадия конструирования, согласно которой новое произведение получает полный диапазон инструкций на тему, какой инстумент и что должен исполнять. Хотя потенциально здесь можно было бы заложить множество различных реализаций исполнения произведения, но обычно в музыке так не делают. Различные варианты реализации мелодии сделают другие авторы (сделают позже), если мелодия приживется. |
Раскладка мелодии на партии отдельных интрументов |
5. CONFIGURATION |
Интерпретация, оранжировка. Стадия 5. CONFIGURATION - стадия разработки устойчивых вариантов интерпретации, сохраняющих узнаваемость исходной мелодии. Это пространство для импровизации дерижеров, а также поле деятельности тех, кто занимается ремиксами. Конфигураций может быть много, но все равно исходный мотив или мелодия сохраняются узнаваемыми. |
Оранжировка музыки |
6. INSTANSIATION |
Исполнение произведения. Стадия 6. INSTANSIATION - стадия исполнения запроектированной музыки. Здесь импровизации проявляются как незапроектированное отклонения от чертежа музыки. |
Исполнение музыки, импровизация исполнителей. |