Определение архитектуры
В данной статье не ставится цель дать исчерпывающие определение понятия "архитектура". Такие попытки уже были сделаны мною в ряде выложенных презентаций (например, смотри здесь >>> pdf-файл). Скорее даже наооборот, я пытаюсь рассуждать на тему, что дать такое определение невозможно, как минимум потому, что архитектура, как феномен, обладает свойством текучести (на эту тему - о текучести - следут почитать в статье "Зимбабвийский втулочный насос").
Исторически первым возникает слово "архитектор" (архи-главный, тектор - строитель (плотник, каменщик)). Таким образом архитектор, для начала, это просто "главный на стройке". Но что обычно делает главный? - и руководит, и учит, и наставляет, и контракт подписывает и даже иногда делает работу за других менее опытных мастеров.
Первый дошедший до нас труд (1-й век до н.э.) - трактак Витрувия об архитектуре. Согласно трактату, архитектор - это человек, ответственный за сооружение здания. В своем трактате Витрувий дает определение архитектуры! В трактате раскрывается сущность профессии архитектора, а слово "архитектура" упоминается всего несколько раз в значении "теория и практика строительства". Результат работы архитектора - здание/сооружение. Переосмыление трудов Витрувия происходило до конца XIX века и слова "архитектура", "архитектор" относились исключительно к сфере строительства.
Примечание В.Рудь к 1.3: скорее всего речь идет о том, что архитектор должен знать что/кто такие Аполлон, Фортуна, Честь и Доблесть, но также и то, почему и как именно храм Аполлона, храм трех Фортун, храм "Чести и Доблести" выражают идею того или иного божества или человеческого качества. Фактически это означает, что архитектор должен знать предмет проектирования гораздо лучше, чем заказчик. Ну и действительно, стали бы вы поручать кому-то построить храм, если человек имеет богатый опыт в строительстве школ? И на сколько вы в состоянии определить требования к храму?
Итак, архитектура, согласно Витрувию, это наука, рожденная на стыке теории и практики строительства зданий или создания машин (в Греции и в Риме было много разных машин и за их создание/использование отвечали архитекторы).
В XX веке терминология строительства постепенно переносится на сферу инжиниринга в широком смысле этого слова. Известные школы проектирования первой половины XX века - Баухаус и ВХУТЕМАС - распространяют идеи архитектурирования на любые изделия, а не только здания. В XIX и XX веке появляются слова инженер, конструктор, чуть позже дизайнер. Все эти профессии можно определить одним словом - проектировщик. Результат работы проектировщика - проект. Почему проект? - потому что массовый рынок созрел до тиражируемых изделий, в том числе типовых тиражируемых сооружений: школ, детсадов, пятиэтажек, полицейских участков и т.п. Разделение труда и специализации в профессии проектировщика постепенно смещают роль строительного архитектора в сторону эстетики здания. За самим словом "архитектура" закрепляется не только профессиональная деятельность архитектора, но и эстетическая концепция здания. Заха Хадид - хороший пример архитектора, многие проекты которой не были построены при ее жизни, так как её сложную эстетику либо не принимали, либо еще не могли воплотить конструкторы и существующие на тот момент технологии. И тем не менее архи-тектор все еще главный, но уже не главный строитель, а главный человек на стыке между идеей об изделии/строении и проекте этого изделия. А с учетом дефицита таких специалистов, архитектор теперь еще и руководитель архитектурного бюро, в штате которого есть проектировщики и конструкторы самых разных видов.
В связи с тем, что деятельность архитектора и проектировщика заканчивается проектом [и только в этот момент можно посчитать смету на создание конечного результата], то проектирование отрывается от реализации запроектированного. Возникают конкурсы проектов и проекты, отложенные "в стол". Теперь сооружение здания или производство запроектированного изделия выполняет подрядная организация или группа подрядчиков. Простые типовые проекты реализуют без привлечения архитектора, создавшего проект. Сложные проекты сопровождаются арх.надзором, то есть архитектор доводит запроектированное до реализации, как и 2-2.5 тыс лет назад. В настоящее время стадии проектирования-реализации регулируются в РФ ГОСТами. Причем на протяжении последних 70 лет эта стадийность в ГОСТах менялась, отвечая потребностям времени или деградируя под нажимом "компетентных" чиновников.
К концу XX века возникают сложные программные системы, над которыми трудятся инженеры-программисты и возникает необходимость определить деятельность архитектора программной системы - специалиста, который организовывает процесс проектирования или труд проектировщиков. Архитектор теперь мыслится как Архи-Тектор (главый проектировщик). В это же время возникает такая деятельность, как "инжиниринг корпорации", что тоже требует привлечения методов архитектурирования в сферу "строительства" корпораций (компаний, бизнесов, организаций). Отличительная особенность любого инжиниринга - это наличие чертежа или модели, необходимость в которых возникает до того, как что-либо будет создано, построено, запрограммировано. Таким образом складывается необходимость в архитекторе - специалисте, который создаст проект (модель, макет, чертеж, прототип, расчеты) еще до того, как будет принято решение о производстве/создании чего-либо. Очевидно, что на такого специалиста ложится задача увязывания требований или идей заказчика с особенностями будущего изделия, будь то дом, офис, театр, компания или программный продукт. На него же ложится и экономическая часть: сколько будет стоить производство конечного результата.
В связи с этим происходят попытки дать определение слову "архитектура". Из изложенного выше следует, что попытки дать такое определение - это что-то крайне новое, мы только начинаем его осозновать. Поэтому все определения носят либо аксиоматический, либо контекстуальный характер. Мне нравится отнесение слова "архитектура" к категории POSIWID (The purpose of a system is what it does) - то есть "архитектура" - это ровно то, что вы хотите с этим делать. Если архитектура - это эстетика, то пользуйтесь этим, любуйтесь ею. Если архитектура - это чертеж, то требуйте чертеж. Если архитектура - это замысел, пусть будет замыслом. Если чертеж - это план ваших действий, планируйте свою работу по нему.
Наиболее распространное определение архитектуры в отношении предприятия - это совокупность компонентов предприятия и связи этих компонентов. Каких именно компонентов и каких именно связей? - нет четкого указания. Если вам нужны четкие указания - используйте компоненты языка Архимейт, если нужны какие-то рассуждения на тему генезиса компонентов - загляните в GERAM. Если нужна полная и исчерпывающая методология - изучайте TOGAF. Полезно заглянуть в стандарты ISO по архитектуре, например, 42010:2011 и 42010:2022 где подчеркивается, что архитектура может включать в себя всё, что угодно, но чаще всего только существенные компоненты, связи и взаимодействия. Но что считать существенным? - здесь советую перечитать выше пункт 1.3 Витрувия... В полной версии пункта намекается, что архитектор должен быть гением (талантливым изобретателем), причем дисциплинированным гением, тщательно изучившим такие науки, как физика, астрономия, история, черчение, философия, музыка. Умение выделять существенное - это признаки художников и философов.
В любом случае, какое бы определение архитектуры вы не приняли, оно будет контекстно-зависимым или аксиоматическим, так как наука (наука или дисциплина? - не важно) проектирования шагнула далеко за пределы строительства. И несмотря на это, остается всё ещё незыблемым слоган Витрувия касательно качеств того, что возводит / создает архитектор: польза, прочность, красота (приятно и изящно). На современный язык можно перевести как "выгода и удобство, надежность, эстетика".
Важное в заключение. Помните, что не бывает архитектуры без архитектора. Архитектура - это продукт конкретного архитектора (более правильно - архитектурного бюро или группы специалистов, возглавляемых архитектором). Поэтому только этот архитектор может точно сказать, что есть результат его труда, как правильно его понимать, почему он именно такой и как этим пользоваться. Поэтому воплотить архитектуру в конечном результате может только тот архитектор, который ее создал. Ну, или как это сложилось в строительстве, воплощение возможно под надзором архитектора, являющегося автором своего замысла/чертежа или модели.
Определение архитектуры с точки зрения стороннего наблюдателя.
Новое интересное определение архитектуры. Архитектура [фактическая] - это совокупность элементов системы/предприятия и их связей, которые вы в состоянии контролировать или от которых вы ощущаете влияние/зависимость.
В этом определении подчеркивается, что:
- архитектура есть явление я-центрическое, то есть субъективное для каждого субъекта и это естественный факт.
- каждый субъект воспринимает ее прагматично, то есть не берет лишнего в голову.
Я бы даже усилил тезис: каждый понимает архитектуру в рамках своей эрудиции. Не зря же понятие архитектуры, как я писал выше, относят к категории POSIWID (идея заимствована у Stafford Beer).
Архитектура, по мнению Витрувия (перевод В.Рудь с латыни), состоит из (я бы назвал это критериями правильно спроектированного здания):
- строй (авторская интерпретация Рудь: ритм малых и больших форм подобен ритму партий, исполняемых отдельными инструментами в оркестре для создания единой мелодии).
- [взаимо]расположение (перевод с латыни) - это уместное и элегантное расположение (подгонка) вещей, являющееся результатом качественной композиции произведения. Есть три расположения: ихнография (планиметрия, черчение - расположение здания на поверхности земли), орфография (вертикальная картина здания и его фасадов, умеренно украшенная/окрашенная декором), скенография (очертание передней и боковых сторон, которые сходятся к кругу и центру всех линий - перспектива, описание всех трех измерений). Все они начинаются с размышления и изобретения. Размышление - есть старательность, полная усердия, трудолюбия и бдительности, ведущая к желанному исполнению предприятия, а изобретение есть разрешение темных вопросов и разумное обоснование нового предмета, открытого живой сообразительностью. В переводе с английского это звучит так: Мысль — это усилие ума, всегда побуждаемое удовольствием, сопутствующим успеху в постижении объекта. Изобретение — результат этих усилий; который проливает новый свет на самые неясные вещи и заставляет их отвечать предполагаемому назначению.
- евритмия (красивая внешность и подобающее сочетание членов воедино): это достигается, когда элементы произведения пропорциональны своей высоте, ширине, длине и высоте, и все это соответствует их симметрии. В.Рудь: можно назвать это одним словом: ритм.
- соразмерность (симметрия) - представляет собой соответствующее согласие частей произведения и воздействие отдельных частей на внешний вид всего произведения в целом.
- декор — это улучшенный внешний вид произведения, составленный со знанием дела.
- благообразие (благопристойность). Выражается так: здания, отличающиеся внутренним великолепием, должны также включать уместные и изящные вестибюли. Ибо если внутреннее убранство имеет изящный вид, но подходы к нему скромны и бесчестны, то здание в целом не будет благопристойным. Точно так же, если на коронах дорических капителей вырезаны зубцы или на подушках ионических капителей изображены триглифы, то внешний облик здания будет искажен переносом свойств с одного ордера на другой, что противоречит сложившейся традиции и нарушает строй. Точно также здание, построенное в честь Геркулеса или Марса, делают без прикрас, ибо мужество этих божеств требует этого. Храмы в честь Венеры и Флоры должны быть преисполнены нежности. В этом суть благообразия.
- бережливость - расчет, экономика, распределение - заключается в выгодном использовании материала и места и в разумной, бережливой умеренности в расходах на работы. Бережливость будет соблюдена, если архитектор не станет первым делом требовать того, чего нельзя найти или заготовить иначе, чем за большие деньги. Следует также брать в расчет для кого строится здание и какие у него нужды и средства: для горожанина, для сельского хозяйства, для ростовщика и демонстрации роскоши или для людей, стоящих у власти государством.
Витрувий: "Очевидно, что архитектор должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах. <...> И если образование архитектора так обширно и столь богато и обильно многими и разнородными сведениями, то я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знание многих наук и искусств, дошел до самых высот архитектуры".