«Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.»
 
Консалтинговая компания Марк Аврелий


Семантический конфликт

При построении единой интеграционной архитектуры предприятия или при построении канонической модели предприятия решается один из главных конфликтов в сфере информационных технологий - СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ.

Ошибочная интерпретация данных при интеграции информационных систем, как следствие семантического конфликта между участниками разработки

Сущность конфликта заключается в том, что одно и то же слово разные участники моделирования [процессов или информационных систем] интерпретируют по разному, то есть вкладывают в него различные понятия или смыслы. Как следствие, если за таким словом стоит информационный объект и две системы нужно интегрировать, то  планируется по-разному обрабатывать передаваемые или получаемые данные.  Возмём для примера казалось бы обычное слово КОНТАКТ. Какие трактовки (интерпретации, смыслы) можно встретить?

  • Контакт - это состоявшееся взаимодействие двух участников отношений.
  • Контакт - это адрес/телефон определенной стороны отношений (клиента или поставщика).
  • Контакт - лицо для взаимодействия.
  • Контакт - потенциальный клиент.

Если рассматривать семантический конфликт между подразделениями компании, то он затрудняет взаимопонимание сторон как в процессе переговоров, так и в процессе совместной деятельности сторон. Если вспомнить, что рано или поздно любая информационная система, разрабатываемая подразделением или для подразделения, становится ничем иным как копией или продолжением функции данного подразделения, то семантический конфликт между подразделениями компании выливается в семантический конфликт между информационными системами, который затрудняет интеграцию этих систем.

Для преодоления этих конфликтов мы используем:

  • построение концептуальной модели объектов/понятий предметной области - фактически это семантическая карта или онтология предметной области.
  • построение канонический модели данных предметной области - фактически это цифровая модель коммуникаций в компании.